04 марта 2018

Бегущий по лезвию 2049 [Blade Runner 2049, 2017]

Снятся ли андроидам электроовцы?

Загрузка. На первый взгляд, перед нами достаточно эксклюзивная картина, с хорошим сюжетом, превосходной графикой и весьма высокой, с точки зрения художественности, композицией кадра. Но для начала отбросим визуал. Отбросим даже начинку. Зайдем с философской точки зрения и обратимся к предпосылкам создания этого фильма.

Бегущий по лезвию 2049 [Blade runner 2049]

Переосмысление. Одна из самых болезненных точек современного кино – это отсутствие нового. С каждым годом процент новых фильмов и новых идей стремительно падает, и всё более прочно укрепляются перезапуски и продолжения. «Бегущий по лезвию: 2049» также относится к числу таковых, и, задавая кинематографический вопрос «а был ли сиквел», мы вновь возвращаемся к тому,  что сейчас эпоха переосмысления старого. Эпоха переосмысления механической съёмки на волне популярности предыдущих фильмов с ремейками ремейков, приквелами и спиноффами. И ответ на вопрос «почему ремейки и продолжения так популярны?» ответ достаточно прост: на сегодняшний день мы имеем такие технологии, о которых и не мечтали 20-30 лет назад. И в те годы было достаточно сложно приблизиться к такому уровню визуала, который мы видим сегодня в «Трансформерах» и «Валериане». На сколько же привлекательна мысль переснять старые хиты с возможностью современно графики? Да это как дать сегодня Элвису Пресли клипмейкеров Леди Гаги. И да, Элвиса в новом «2049» тоже не забыли.

Бегущий по лезвию 2049 [Blade runner 2049]

Начало игры. На арене появляются популярные актеры предыдущих десятилетий, которым ничего не остается, кроме как играть своих постаревших персонажей. Возвращение Хариссона Форда к роли Декарда добавляет всей длинной истории бегущих по лезвию новых смыслов, дораскрывает персонажа, но не является центральной, это просто вишня на торте, но почти весь торт со всеми сливками принадлежит персонажу Гослинга. У него даже и имени толком нет, серийный номер, начинающийся с буквы «K», отчего его называют Кеем, но какое имя ему бы дали родители, если бы они были?  Он переживает в течение всего фильма сложные трансформации и каждое новое событие, которое может показаться незначительным, становится новой точкой, маятник его души постоянно качается от репликанта к человеку. А есть ли у репликантов душа? Есть ли душа у человека? Вопросы, которые после бегущего 1982 года были подняты во многих других фильмах.

Бегущий по лезвию 2049 [Blade runner 2049]

Моральные крайности. Глаза — зеркало души. Почему у репликантов бликуют зрачки? В первой части на выращивании глаз был акцент, во второй глаза уже нумеруют. Что с глазами Ниандера Уоллеса, что с его душой? Эволюция персонажей Лето от мальчиков-красавчиков с широко распахнутыми голубыми очами до стиляг загадочников без грамма небрежности: Лето возомнил себя небожителем, примеряет образ Спасителя теперь не только на концертах своей группы, но и на экране. Разговоры об ангелах, библейские истории о Рахиль и фанатичность делают его персонажа, Ниандера Уоллеса, достаточно сложным и многогранным. Вроде бы ему негласно отведена роль антагониста, но тут нет откровенного зла и у всех своя правда, как в настоящей жизни. Хотя появляется он в кадре не так часто, но именно Уоллес полностью управляет процессами, даже меняет смысл первой части «Бегущего по лезвию». Меняет настолько, что даже выбранный для истории Лос-Анджелес, кажется, выбран не случайно. «Город ангелов», так его называют.

Бегущий по лезвию 2049 [Blade runner 2049]

Искусственная кровь. Здесь переплелись все насущные глобальные вопросы человечества о синтезировании, клонировании, глобальном потеплении, экологии, продолжении рода, настоящих воспоминаниях, а не роликах с youtube, одиночестве и симуляции, а от мира кино и литературы классика непримиримых Тарковского и Лема через призму восприятия Вильнёва. Огромные обесцвеченные пространства, затяжная тишина и статика кадра, уже узнаваемый почерк режиссера. В отличие от оригинальной картины Ридли Скотта, который снимает под лозунгом дома Таргариенов «Пламя и кровь», Вильнёв это пламя тушит огромными волнами океана, обрушивающего свои силы на дамбу близ Лос-Анджелеса, или окутывает плотными холодными туманами, заливает дождями и осыпает тающим снегом.

Бегущий по лезвию 2049 [Blade runner 2049]

Призрачная начинка. Все зациклено в этом мире и лучшие приемы переходят от одних к другим. Визуальная стилистика оригинальной истории «Бегущего по лезвию» 1982 года была позаимствована и применена в аниме «Призрак в доспехах», приемы из которого в свою очередь позаимствовали для «Матрицы». Так и появляется представление, что в мире будущего на улицах будут танцевать гигантские «обнаженные» голограммы, на стенах небоскребов переливаться неоном реклама, планета станет огромным гламурно-грязным чайнатауном, с бесконечными трубопроводами, ворохами мусора в темных переулках и днями, похожими на ночь. Вышедшая в этом году кинематографическая версия «Призрака в доспехах» прямо-таки напрашивается на сравнение с бегущим 2049, два фильма с одной начинкой, созданные в одних исторических и технических условиях, имеющие общие корни. Они хотя и поднимают схожие проблемы о киборгизации, душе и поиске себя в мире, но «Призрак» выглядит лишь красивой, но пустой коробкой, из которой вытащили все, чтобы было легче нести. Бегущего же утяжелили, и не дали ему никакого хэппи-энда, а в каждой детали не просто эстетика, в каждом фрагменте идея со смыслом.

Бегущий по лезвию 2049 [Blade runner 2049]

Новые грани. При всем голливудском бюджете картина выглядит скорее, как принято говорить, авторской. Что подтверждается, вопросами зрителей кинотеатров «зачем мы это смотрели три часа?». Многие ждали футуристического мяса, причем такого, которое не требует ознакомления с «Бегущим по лезвию» 1982 года, но случилось с точностью до наоборот. Бегущий 2049 не смотрится горячим экшеном, это холодная философия бытия и самопознания с нотами драмы. Прогресс идет вперед, мы создаем симуляцию жизни, окружая себя техникой, которая вещает в full hd, 4k и VR. Картина раскрывает новые грани вопросов «Есть ли у робота душа?» и насколько «человеку нужен человек» или «репликанту репликант», и есть ли вообще разница, и чем человек вообще характеризуется. Сегодня все это еще более актуально, чем 35 лет назад. Сегодня мы стоим на пороге величайшего открытия сущности человека…

Автор обзора: Ex-Histerica

Комментариев нет:

Отправить комментарий